Сезон ненадежности

Все запланированные тесты в Формуле-1 пройдены, а ожидаемой ясности в расстановке сил так и не наступило

Все запланированные тесты пройдены, а ожидаемой ясности в расстановке сил так и не наступило…

100013tst.jpg
Кими Райкконен снова в красном — этот цвет ему так идет!

Предстоящий сезон будет особенным – в регламент внесены изменения, равных которым не было за все время существования Формулы-1. Силовые агрегаты, основанные на гибридном принципе, еще долго не будут полностью надежными. Есть ощущение, что в первой гонке до финиша может не добраться половина участников чемпионата! Нас ждет сезон ненадежности и неопределенности. Что ж, по крайней мере, будет непохоже на то, что происходило последние годы.

Сравнивать скорости по весне бессмысленно, да и не поможет никому высокая скорость, если машина будет не в состоянии добраться до финиша. А надежность зависит прежде всего от мотора. Конечно, Red Bull и Caterham, несмотря на одинаковый двигатель, останутся командами разного уровня. Но роль силового агрегата в успехе или неудаче команд и пилотов в этом году возросла. Главная сенсация нынешнего межсезонья со знаком «минус» — посредственная форма всех коллективов, использующих мотор Renault. Впрочем, динамика тут положительная. Если во время первой и второй тестовых сессий у клиентов французских моторостроителей вообще ничего не получалось, то последняя репетиция перед стартом Renault отчасти удалась. Впрочем, главные претензии были к «гибридной» составляющей двигателя. Наверняка специалисты Red Bull (разрабатывавшие в прошлом вполне надежную систему KERS) оказали помощь своим постащикам – это в их интересах. То, что чемпионская команда из Милтон-Кейнса рано или поздно поможет Renault справиться с проблемами, сомнений не вызывало. Но куда за это время успеют убежать соперники?

100136tst.jpg
Ferrari сейчас выглядит претендентом на борьбу за Кубок конструктторов, а вот Red Bull — пока нет

Те не менее, и Red Bull, и Toro Rosso из состояния «не готовы к сезону» выбрались на более оптимистичный плацдарм «частично готовы». На удивление неплохо смотрится и Caterham – учитывая, конечно, его прошлогодний уровень последней команды чемпионата. Единственный коллектив, у которого однозначно все плохо – Lotus. Команда обладает потенциально удачной машиной, которую еще нужно доводить до ума. Кто это будет делать? Ни Грожан, ни Мальдонадо не испытывают большой склонности к рутинной технической работе. Первый только в прошлом году смог скорректировать свой стиль пилотирования и перестал попадать в нелепые аварии. Второй, хотя ему только что стукнуло двадцать девять, горячиться на трассе так и не перестал.

У совладельца Лотуса Жерара Лопеса, если он все-таки решит руководить командой сам, есть вдохновляющий пример Флавио Бриаторе – менеджера по продажам, построившего гоночную империю Benetton. Но стоит вспомнить, что у Бриаторе были великолепные помощники – Росс Браун, Том Уокиншоу, Рори Бирн… Каждый из них был профессионалом в своем деле, да и финансовые вливания в свой проект Флавио получал солидные. Кто помогает Лопесу? Как его команда будет бороться с денежным дефицитом? Ответов на эти вопросы нет. В кулуарах нашей редакции даже возникла версия о том, что оригинальный асимметричный носовой обтекатель Лотуса был не итогом кропотливых аэродинамических исследований а родился просто из желания дать публике хоть какой-то повод для обсуждения команды в положительном ключе. И в самом деле, задумка-то вроде интересная – но где от нее эффект? Lotus едет хуже всех, отставая даже от прошлогодних аутсайдеров.

12834315993_e279847f4a_o.jpg
Caterham поставил на нынешний сезон очень многое

А аутсайдеры ждут старта в нетерпении. Если Caterham ведет серьезную перестройку всей структуры команды, то Marussia, похоже, надеется поймать рыбку в мутной воде первых гонок. Располагая относительно надежным мотором Ferrari, российская команда должна рассчитывать на весенние финиши – в отличие от многих конкурентов. В условиях, когда толком неясна стратегия экономии топлива, непонятно, как компоненты силовой установки выдержат борьбу на высоких скоростях в течение десятков кругов, лидерам и середнякам все равно придется обгонять друг друга или отбиваться от чужих атак. А вот гонщики Маруси не испытывают такого морального прессинга, как их соперники – борьбы за высокие места от них никто не ждет. Неспешно двигаясь к финишу «в своем темпе», Чилтон и Бьянки способны финишировать после сходов многих соперников достаточно высоко. Впрочем, им и самим еще нужно финишировать – что тоже достаточно непросто.  

Что же до других команд, использующих моторы Ferrari (это сама Скудерия и ее многолетний партнер Sauber), то, исходя из результатов последних тестов, они могут смотреть в будущее с осторожным оптимизмом. Шансы пилотов Ferrari побороться за чемпионский титул как минимум не хуже, чем в прошлом году. Причем у команды из Маранелло в кои-то веки за самые высокие достижения будут сражаться оба гонщика – и любимую руководством Скудерии командную тактику придется забыть. Sauber для своего среднего уровня выглядит неплохо. Но как же трудно команде будет соперничать со своими прямыми конкурентами, на машинах которых стоит мотор Mercedes!

d_reinhard_ba-test1_255.jpg
Sauber — "среднестатистическая" внешность, средние результаты

Представители этого клана получили на старте фору, которую соперникам сложно отыграть – они выполнили практически всю предсезонную программу, накатав достаточное количество тестовых кругов. Из четырех команд сообщества Mercedes не найти ни одной, которая бледно провела бы предсезонный период. McLaren и Force India выглядят намного лучше самих себя прошлогодних. Mercedes, словно бы пытаясь доказать, что уход Росса Брауна его не надломил, вообще готов к штурму чемпионских высот.  

Между Хэмилтоном и Росбергом, которые знакомы со времен картинга, кажется, наладились равноправные, дружелюбные и вполне рабочие отношения. Правда, когда на карту будет поставлен чемпионский титул все может измениться – Льюис в таких ситуациях довольно сильно нервничал, а Нико в них просто никогда еще не был. При этом Росберг больше склонен к работе с инженерами. Но в нынешнем сезоне, когда Mercedes и без того пребывает в тоге технологического лидера, чисто гоночный талант Льюиса может оказаться более востребованным. Но и Нико для команды важен, способствуя прогрессу на каждой трассе во время свободных заездов и уверенно проезжая квалификацию.

Как полезен будет и Макларену талант Дженсона Баттона – пожалуй, одного из последних пилотов Формулы-1 прежней генерации. Он начинал еще в эпоху, когда от точности впечатлений пилота зависел диагноз, который инженер ставил машине. Да, потом умение замечать все нюансы поведения машины стало менее важно – возросшее количество телеметрической информации все адекватно описывало. Но нынешний сезон особенный – с техникой придется поработать особенно тщательно. Поскольку второй пилот Макларена – дебютант, именно на Баттона ложится вся ответственность за то, чтобы McLaren тоже принял участие в борьбе за чемпионский титул и Кубок конструкторов. Карьера Дженсона постепенно склоняется к закату – и вывести ее на новый уровень будет очень уместно именно в этом переходном сезоне. 

1069940669-3338182812014.jpg
Mercedes — судя по тестам, фаворит наступающего сезона

И все-таки главной «положительной» сенсаций нынешнего межсезонья стал Williams. Скептики вспомнят, что в последние годы была пара случаев, когда команда Фрэнка Уильямса показывала хороший темп зимой, а после начала реальных гонок «сдувалась». Сейчас не тот случай!  Дала первые результаты мощная структурная перестройка, которую ведет глава технического департамента команды Пэт Симондс. Да и с деньгами проблем быть теперь не должно – наконец-то Williams обзавелся титульным спонсором – компанией Martini. Помимо финансовых бонусов, это обеспечило команде еще и очень симпатичные светлые «ливреи» для машин с яркими полосками в традиционной красно-голубой цветовой гамме Martini. Слухи о переговорах с производителем знаменитых вермутов ходили давно, но о контракте было объявлено только что. Не исключено, что именно высокие результаты на тестах окончательно подтолкнули рекламодателей к заключению контракта. Williams по скорости пока на уровне Мерседеса и превосходит всех остальных! Так что у пилотов команды, занявшей в прошлом году скромное девятое место  в Кубке конструкторов, есть основания рассчитывать на попадание на подиум.

За год пребывания в основном составе команды скромный и трудолюбивый финский пилот Валттери Боттас успел завоевать всеобщее уважение. Но в этом году Боттасу предоставляется шанс по-настоящему ярко показать себя: Mercedes, теперь установленный на Williams, должен помочь команде выступить успешно. А еще должен помочь Фелипе Масса, который много лет провел в Ferrari и теперь вооружен сокровенными знаниями о функционировании топ-команды. Масса захватил с собой из Скудерии и своего гоночного инженера Роба Смедли, который в новой команде будет отвечать за модернизацию машины по ходу сезона. Впрочем, среди персонала Фрэнка Уильямса до сих пор есть те, кто помнит, как Williams побеждал в Кубке конструкторов, как в девяностых становились чемпионами Мэнселл, Прост, Хилл, Вильнев…

Традиционными соперниками Уильямса всегда были McLaren и Ferrari. Были и годы, когда на вершине оказывалась и команда Mercedes – но это было уже очень давно, на заре истории Формулы-1. Williams, Ferrari, Mercedes и McLaren – такого состава четверки команд, сражающихся за чемпионский титул, не было никогда! Впрочем, наш прогноз о том, что именно таков будет ведущий квартет в этом чемпионате, ненадежен. Как и все в наступающем сезоне…