Новая иерархия

Две трети дистанции до старта чемпионата мира пройдены – в Бахрейне завершились вторые предсезонные тесты из трех запланированных

Две трети дистанции до старта чемпионата мира пройдены – в Бахрейне завершились вторые предсезонные тесты из трех запланированных

469760265XX00069_F1_Testing.jpg
На тестах в Бахрейне Себастьян Феттель окончательно понял, что защитить чемпионский титул в этом году будет проблематично

Главная положительная весть с автодрома Сахир состоит в том, что абсолютно все команды опробовали свои новые машины, на трассе засветились все пилоты, которым предстоит через три недели стартовать в Альберт-Парке. Несмотря на революционный характер перемен в регламенте, в этом году не будет машин, которых перед стартом первой гонки даже не успели толком обкатать. Главная негативная информация из Бахрейна состоит в том, что мотористы Renault пока так и не справились с трудностями, их силовой агрегат так и не начал нормально работать. Хотя кто-то из любителей автоспорта, безусловно, сейчас радуется ослаблению (наверняка временному!) команды Red Bull. Да, тотальная гегемония Красных Быков за последние годы успела слегка поднадоесть. Но стоит ли радоваться вместе с ними?

Всех нас, болельщиков разных команд и тех, кто просто смотрит гонки,  объединяет одно: никто из нас не любит скучных, предсказуемых сюжетов. Все мы заинтересованы в неожиданных событиях, в обострении борьбы, в появлении новых лиц на подиуме. И если бы моторы Renault были слегка ненадежными или чуть слабее, чем Mercedes и Ferrari, это наверняка бы пошло интриге на пользу. Но, увы, силовые агрегаты Renault пока что и фатально ненадежны, и, похоже, недобирают в мощности по сравнению с конкурентами. Кстати, когда дебютировали двигатели предыдущего поколения (атмосферные «восьмерки» объемом 2,4 литра), двигатели Renault тоже были недостаточно мощны. Но тогда в FIA был взят курс на «уравниловку», поэтому французским мотористам разрешили доработать их изделие. Те воспользовались этой возможностью сполна – и в итоге их мотор был, пожалуй, лучшим в пелотоне вплоть до прошлого года. Сейчас ситуация принципиально иная – поблажек отстающим никто делать не собирается. Приближается срок омологации мотора, после чего вносить в него изменения будет сложнее. Во всяком случае, повышение мощности в качестве основания для внесения изменений в конструкцию не признается – в отличие, скажем, от повышения надежности или безопасности. 

А с надежностью основная проблема пока скрыта в рекуператорах – в частности, в системе, запасающей энергию. Увы, против Renault здесь сыграло то, что команда из Энстоуна, когда-то принадлежавшая фирме, перестала быть «базовой». Сейчас она называется Lotus и полностью самостоятельна. Lotus сам изготавливал и совершенствовал систему KERS (так же как и другой клиент Renault, Red Bull). Итог понятен – сейчас у инженеров Renault отсутствует достаточный опыт работы с рекуператорами. Между тем специалисты в Ferrari и Mercedes таким опытом обладают.

469756541XX00181_F1_Testing.jpg
Red Bull пока продоолжает страдать от проблем с надежностью силового агрегата

Понятно, что после первых неудач наверняка и Red Bull, и Lotus поделились с Renault всеми своими секретами и наработками – это сейчас в их интересах. Однако система ERS уже создана, и она пока работает плохо. Результат – все клиенты Renault в Бахрейне ехали медленнее соперников. Да и километраж, как воздух необходимый сейчас для совершенствования машины, они набирали очень медленно (стоит вспомнить, что предыдущие тесты в Хересе для них вообще были практически сорваны). На четырехдневных тестах, как правило, каждый из пилотов команды получает в свое распоряжение два дня. Так вот, некоторым гонщикам за пару дней еле-еле удалось проехать те самые триста километров, которые они должны преодолевать на каждой гонке без всяких перерывов и ремонтов. Между тем кое-кому из спортсменов на машинах с моторами Mercedes за те же два дня смогли преодолеть дистанцию более девятисот километров!  

В целом, с учетом надежности и скорости, постепенно вырисовывается новая иерархия, новое соотношение сил в Формуле-1. Впереди других две команды, использующие мотор Mercedes – собственно Mercedes и McLaren. Но и два других мерседесовских клиента выглядят здорово – во всяком случае, гораздо сильнее, чем в прошлом году. Если бы чемпионат начинался сегодня, гонщики команд  Force India (Нико Хюлькенберг и Серхио Перес) и Williams (Фелипе Масса и Валттери Боттас) смогли бы побороться не только за очки, но и за призовые места. Их соперниками стали бы пилоты Ferrari. Звездный дуэт Алонсо и Райкконена, возможно, и не уступает своим скромным коллегам из Force India и Williams – но до Мерседеса и Макларена пока не дотягивает. Впрочем, с надежностью у Ferrari особых проблем нет, а как форсировать подготовку к сезону, в Маранелло знают. Так что к старту сезона Скудерия наверняка подойдет в лучшей форме. В целом эта пятерка команд составляет на данный момент верхнюю половину пелотона.

jm1422fe47.jpg
Force India показывает на тестах конкурентоспособные результаты — особенно это касается машины, за рулем которой Нико Хюлькенберг. Серхио Перес пока адаптируется в новой команде

Что же касается других клиентов Ferrari, то Sauber находится где-то в середине «табели о рангах», а вот Marussia пока – записной аутсайдер. И на моторы ей жаловаться не стоит – большая часть проблем Марусей создана собственноручно. И, если сравнивать российскую команду с ее единственным реальным соперником, то, увы, Caterham выглядит лучше. Даже несмотря на то, что, как клиент Renault, испытывает традиционные проблемы с силовым агрегатом. Но Caterham серьезно укрепил конструкторский штаб и, кажется, рассматривает смену регламента как возможность избавиться от участи традиционных аутсайдеров. Зная, что главной в наступающем сезоне будет проблема надежности, Caterham сделал машину максимально простой. Поэтому она, хоть и выглядит неказисто, избавлена от некоторых сложностей с охлаждением, характерных, в частности, для Red Bull. Кроме того, Caterham принял важное кадровое решение – в команду приглашен опытный Камуи Кобаяси, в то время как Marussia оставила прошлогодний состав – талантливых, но молодых Бьянки и Чилтона. Так что в дуэте аустайдеров уже явно наметился лидер.

Marussia_10430_LoRes.jpg
Марусе предстоит немало работы, чтобы догнать ушедший вперед Caterham

Очень непривычно выглядит состав группы слабых середняков – тех, чьи результаты ненамного превосходят достижения аутсайдеров. Кроме Toro Rosso, здесь две топ-команды – Red Bull и Lotus! Понятно, что в связи с проблемами силового агрегата к работе над скоростью эти две команды на тестах так и не подошли. Нико Росбергу, показавшему лучшее время тестов в Бахрейне, прошлогодние лидеры проигрывают по шесть-семь секунд на круге. Считать ли это катастрофой? Red Bull, скорее всего, из этой ситуации выправится – даже если старт сезона будет не слишком убедительным. Такие ситуации у команды уже бывали.

_Q0C1495.jpg
Пропустив тесты в Хересе, Lotus показал свою необычную машину только в Бахрейне

А вот Lotus… Да, у команды очень хорошая машина с оригинальным ассиметричным носовым обтекателем, остроумно решающая проблему низкого носа, требуемого новым регламентом. Но финансовое положение команды до сих пор неопределенно. Серьезными партнерами или инвесторами Lotus так и не обзавелся. Кроме того, продолжается и неопределенность с тем, кто реально будет руководить командой в течение сезона. У Жерара Лопеса подобных навыков нет, нужен приглашенный руководитель, о котором пока молчат. Так что у Лотуса пока самое туманное будущее из команд этой группы. Что же касается Toro Rosso, то нам остается только надеяться на решение всех проблем и болеть за Даниила Квята!            

На этой неделе в Бахрейне состоится еще одна тестовая сессия, самая последняя перед стартом сезона. Вероятно, после нее представления о балансе сил в Формуле-1 нужно будет подкорректировать – но все равно наиболее точная картина сложится только после гонки в Мельбурне 16 марта.