Bosozoku (暴走族) — в буквальном переводе с японского языка означает как “агрессивный гоночный клан” или “племя яростной езды”.
Можно ли ее считать 100% JDM — культурой?! Конечно можно!
И об этом я вам расскажу ниже.
Данная субкультура, зародилась в стране Восходящего Солнца еще в 50-е годы прошлого века. Все началось с подростков из банд на мотоциклах в Японии в крупных городах таких как Токио и Осако. Большинство участников таких банд были несовершеннолетние ребята, которые тяготели к модернизации своих двухколесных коней. Зачастую эти модернизации были не законны.
Проходило время и ребята получали водительские удостоверения и меняли 2-х колесный мир на 4-х колесный. Но тяга к модернизации оставалась. И так Bosozoku перекочевал от мотоциклов к автомобилям.
Автомобили Bosozoku называли Zokusha (гангстерский автомобиль). Уже в 80-х это движение включало в себя 5 направлений тюнинга:
1.Shakotan (Сякотан) – самый первый и классический стиль босозоку. И основным его элементом являлись спортивные автомобили с низкой посадкой и доработкой по кузову.
Автомобили в стиле «Сякотан» отличались очень низкой посадкой, широкими дисками небольших диаметров, а также небольшими внешними доработками по кузову, например удлинение капота (Shark nose – “акулий нос” или long nose – “длинный нос”, из-за своего сходства с акульей мордой) и длинными выхлопными трубами, которые могли иметь любую длину. Чем выше тем круче.
Как было написано выше стиль «Сякотан» отличался очень низкой подвеской, одним из главных атрибутов была: oni-kyan («дьявольский развал» – экстремально отрицательный развал колес для того, чтобы машину можно было опустить максимально низко на землю) и Hippari Tyres (в Америке и Европе – Stretch, установка узких шин на более широкие диски, в результате чего шина растягивается, и тогда колесо может быть установлено в колесную арку, обеспечив низкую посадку). Так же допускалась установка масляного радиатора на передний бампер и накладок на арки. Водители таких машин вешали Tsurikawa, которая волочилась по земле. Тем самым показывали какая низкая у них посадка.
2.Yanky style (Янки-стайл) – представляет собой псевдо гавайский стиль, навеянный гавайской модой из 70-80-х годов ХХ века. Большинство любителей босозоку тех времен следовали этой моде и после того, как ее время прошло, выделились в отдельное направление и стали разъезжали на ярко выкрашенных автомобилях. Янки-стайл предполагает низкую посадку авто и обязательно должны быть расширены колесные арки (либо устанавливался широченный обвес), а так же автомобиль должен быть выкрашен в яркие цвета – рыжий, желтый, белый. Которая помогала им выделяться из серой массы на дорогах.
3.VIP style (ВИП-стайл) или Bippu – это современное веяние в культуре босозоку и ориентирован на современные авто представительского класса. И граничит между Shakotan и Gang cars (бандитской машиной). Здесь также используется низкая посадка и чаще всего чем в других стилях применяют oni-kyan (англ. – Demon Camber или Демоны развала), и его можно считать одним из дорогих стилей в босозоку. Кроме того, в VIP используют автомобили с 90-х годов выпуска и младше, а в босо принято использовать старые: с 70-х до начала 90-х.
Также данному стилю характерны диски больших диаметров (как правило особого дизайна) и шириной свыше 10-ти дюймов, и чтобы сохранить сверхнизкую посадку приходится делать максимально минусовой развал, иначе приходится жертвовать шириной колес или высотой посадки. Также развал спереди и сзади может различаться. И для данного стиля характерен стильный дорогой салон и дорогая качественная аудиосистема.
Отметим, что через некоторое время VIP style обрел ответвление, которое стали называть как Executive Сar. В отличии от VIP, это направление тоже строится на дорогих автомобилях премиям класса, но имеет менее агрессивные доработки: дорогой стильный обвес, дорогие колеса на 1-2 радиуса больше , чем штатные с завода и слегка заниженная подвеска.
4. Kyusha style (Кося-стайл) – в переводе с японского языка означает “классический автомобиль”. Данный стиль предпочитают большинство владельцев машин стилизованных под босозоку. Этот стиль появился в 80-х годах прошлого века. Доработки автомобиля включают минимальные кузовные модификации, низкую посадку и широкие диски классического японского дизайна. По факту, это “более мирная” версия “сякотан”. В основном используют аккуратные расширители арок, передняя аэродинамическая губа и не сильно заниженная подвеска в комплекте с дисками дизайна 70-80-х годов – вот основные черты данного стиля.
5. Grachan (Гратян) – это японское сокращение от Grand Championship, гоночная серия 70-80-х годов в Японии. Автомобили построенные в данном стиле невозможно спутать с другими стилями. Этот стиль включает в себя: тонны установленного пластика значительно увеличивающую ширину кузова. Главная цель тюнигна в этом стиле – создать похожие гоночные машины из серии Group 5 или им подобные. Парковка у трассы Fuji Speedway пользовалась особой популярностью для встреч представителей Босозоку. На ней они обсуждали новости автоспорта, искали новые идеи для будущих проектов и обменивались драгоценным опытом по настройке, доработкам и тюнингу в стиле Grachan.
И так, основными отличительными чертами автомобилей стиля Bosozoku можно считать:
Tsurikawa (つり革) или ремень поручня.
Как Вы уже заметили, что все автомобили стиля Босозоку имеют достаточно низкую посадку, и чтобы это выделить используют малозаметный аксессуар Tsurikawa.
Расширительные арки или как мы их еще называем Фендеры.
Так как практически на всех автомобилях стиля Босозоку установлены широченные диски (от 7 дюймов в ширину), как не старайся их запихнуть в стандартное расширение — колеса все равно будут выпирать наружу и тереться об крыло, что нарушит общую картинку красивого автомобиля и возможно сможет повлияет на управляемость. Чтобы скрыть этот недостаток, начали прикреплять к автомобилям расширительные арки разных размеров и из разных материалов. В основном это металл или пластик.
Выхлопные трубы.
Огромные выхлопные трубы, любых форм и размеров, все зависит от фантазии и воображения владельца авто. Причем, чем выше торчит труба, тем стильнее и круче. Откуда их выводить и как вести – так же не важно. Соответственно, при таких доработках трубы как правило лишались катализаторов, резонаторов и глушителей, от чего издавали очень громкий звук. В основном их используют в стиле Grachan.
Масленый радиатор.
Масляный радиатор, закрепленный на передней части автомобиля. Тут больше конечно стиль, чем применение, т.к. при таком размещении очень легко и просто его забить грязью и погнуть, а патрубки прошаркать об асфальт, но все же, патрубки от радиатора уходят под капот через защитную решетку радиатора или же нишу левой фары.
Shark nose (нос акулы).
Shark nose (нос акулы) получали путем удлинения передней части автомобиля на 20-30 см., приваривая к передним крыльям металлические листы. А плавники обычно делали из пластика. Все это делало автомобиль более уникальным, аэродинамическим и менее узнаваемым.
Грозный взгляд или оптика под углом и непрозрачные накладки на фары.
Для грозного взгляда или оптики под углом порой приходилось переделывать крепления для оптики. И за частую использовали не стоковую оптику.
А вот про накладки на фары нет ответа, скорей всего делали для красоты. Если вы обратили внимание на наклейки на накладках. То на них очень часто можно встретить наклейку с символикой или слоганом банды, знаки Японской Империи или же логотипами производителей тюнингованных запчастей.
Не смотря на то что Bosozoku — это исконно Японское направление в тюнинге. Но и за рубежом оно стало развиваться тоже. И так же присутствует в России. Не исключением стал наш город Омск.
Всем известная желтая Toyota Chaser. Хотя хозяин говорит, что у него практически ничего нет со стиля Bosozoku. Но как же тогда широкие диски с фендерами. Масленый радиатор на переднем бампере. Желтый цвет кузова. Все эти детали привлекают внимание окружающих и заставляют сказать «ВАУ!» когда он проезжает мимо.
Я думаю этого уже достаточно чтобы его машина относилась к стилю Bosozoku. И таких автомобилей в Омске уже не мало!
И в заключении я желаю всем любителям автотюнинга, тюнить свои тачки и привлекать внимание окружающих.
Автор: Евгений Задворнов