Каждый в своей жизни слышал слово тюнинг! Приезжая на СТО или в авто магазин, смотря фильмы или читая статьи в авто журналах! Но, не каждый, на мой взгляд, знает истинное значение этого слова. Обращаясь к мировой паутине можно прочитать следующие: “Тюнинг (англ. tune — настраивать) — доработка автомобиля за пределами завода-изготовителя с целью придания ему индивидуальных черт или улучшения характеристик”.
Что же все-таки означает это заморское словечко и как оно отразилось на современных авто?
Тюнинг дает возможность владельцам каров выделиться из общей массы. В этом деле все зависит от фантазии и кошелька владельца автомобиля. Кто-то просто обклеит крылья Стикер-Бомбингом, а кто-то непременно поставит Фильтр “нулевку” и интеркулер или даже заветный голубой баллончик Закиси Азота.
Современный тюнинг можно разделить на три основных направления:
- Стайлинг (внешний тюнинг)
- Внутренний тюнинг
- Тюнинг механики
Стайлинг
Слово «стайлинг» пришло к нам с английского языка и значится как «стилизация». Это самый эффектный и заметный вид тюна. Именно благодаря ему мы можем увидеть столь яркие и индивидуальные автомобили на дорогах города. Но по сути стайлинг не относится к тюнингу на прямую. Да, это доработка внешнего вида машины, но не каким образом не связанная с улучшением механических характеристик. Основным выражением стайлинга являются разного рода обвесы, диски, спойлеры, неоновые подсветки, тонировка, винилы и аэрография, воздухозаборники и даже ксеноновый свет фар. Они придают неповторимый вид и запоминаемость. Но даже такие приятные мелочи могут дать пользу в эксплуатации. Ксенон улучшает видимость в темное время суток; установка толковых легкосплавных спортивных дисков, которые на много легче обычных, дают меньшую нагрузку на работу двигателя и трансмиссии – как следствие экономию горючего; правильно подобранные аэродинамические обвесы увеличат прижимную силу и улучшат управляемость автомобилем.
Внутренний тюнинг
Данный вид преобразования затрагивает в основном внутреннее убранство авто или попросту называемый салон. Сюда можно отнести дизайн передней панели, спорт-рули и спортивные сидения, перетяжка салона кожзаменителем либо натуральной кожей, полочки и карманчики для хранения мелочей, некоторые владельцы устанавливают даже выдвижные столики. Особенно удобно это при дальних поездках. Также к тюнингу салона относится аудиосистема, различные мониторы, сигнализация, звукоизоляция и противоугонные системы. Для получения максимальной индивидуальности, некоторые владельцы устанавливают светодиодные и неоновые полосы. Данные виды доработок устремлены в первую очередь на улучшения уровня комфорта при передвижении. Но если все же вам важней максимально приблизить авто к спорт-кару, то жертвуя комфортностью тюнинг салона направлен на практичность, быстроту и удобность эксплуатации. Заглянув автомобиль настоящего автогонщика, можно там увидеть странную картину: отсутствие всей обшивки, задних сидений, иногда даже переднего пассажирского, но при этом огромное количество датчиков на передней панели, различных кнопок, много ремней безопасности и даже какие – то непонятные трубы, протянутые по задней части салона от одного края кузова к другому! Картина не из обыденных. Но на самом деле все это не так пугающе как выглядит. Ремни безопасности обычно нужны для соответствия регламента соревнований, где по видимости участвует спортивное авто, отсутствие всех элементов комфорта (обшивка, сидения) уменьшают вес машины, что напрямую влияет на улучшение управления и механических показателей. А те самые «странные» трубы по салону есть не что иное, как каркас безопасности, предназначенный для укрепления кузова и безопасности жизни пилота при ДТП на трассе.
Тюнинг механики
Увеличение механических характеристик авто является главным направлением тюнинга. Доработку можно разделить на два основных направления: тюнинг двигателя и тюнинг ходовой части.
• Тюнинг двигателя
В первую очередь тюнинг двигателя идет на увеличение количества лошадиных сил, что дает более слаженную работу при высоких скоростях, сокращается время ускорения, работа автомобиля становится динамичней. Начиная преобразования своего мотора, нужно выбрать способ его тюнинга. На сегодняшний день существует 2 варианта – это увеличение крутящего момента на коленчатом вале и перемещение крутящего момента в зону высоких оборотов.
Увеличение объема можно добиться за счет расточки цилиндра под больший поршень. Если стенки поршня примерно 7-8 миллиметров, то стачивают 1-2.
Если мотор турбированный, то можно на много проще увеличить ускорение, за счет подачи большего наддува. При увеличении оборотов увеличивается и давление. Но увеличивать его можно до пределов, установленного блока управления, который при избытке давления стравливает его. Можно поднять планку предела увеличения давления, за счет чего увеличится объем подачи топлива в цилиндры. Но все это нужно делать в разумных пределах, т.к. переборщив можно поставить двиг в негодность или попросту сломать его.
При перемещении крутящего момента в зону высоких оборотов, установив широкоформатный распредвал в двигатель, есть большая вероятность потерять крутящий момент на низких оборотах и как следствие плохая работа мотора «внизу». Будет плохой продув, и при подаче газа машина не будет ехать и маловероятно, что произойдет увеличение крутящего момента – он просто переместится в область больших оборотов. Но при этом, набирая большое количество оборотов, мы имеем хорошее наполнение цилиндров, произведение вращающего момента на обороты увеличится и это повлечет повышение мощности мотора. В итоге для рациональной работы «сердца» автомобиля нужно будет настроить передаточные числа в трансмиссии. В результате таких не простых операций можно получить автомобиль с ярко выраженной спортивной «душой».
Система выпуска в автомобиле служит для выхода отработанного топлива в виде газов из области сгорания и глушение звука выхлопа.
В выпускной системе можно сделать так называемый «настроенный выхлоп», поставив на небольшом расстоянии от клапана резонатор. Тогда улучшится продув цилиндров, что повысит вращающий момент.
Основная задача глушителя, поглощать звук выхлопа, за счет прогона газов через лабиринт или направляя его в звукопоглощающий материал, при этом уменьшая сопротивление газов. При толковой замене всех частей выхлопа есть возможность прибавить 10-15 пони, к уже имеющимся лошадкам двигателя.
Для тех, кому важен «голос» авто, можно поставить прямоточный глушитель из нержавеющей стали, придав своему авто благородное рычание при работе.
И, конечно же, внешний вид выхлопа зависит от фантазии владельца. На сегодняшний день в магазинах можно найти огромный выбор насадок на глушители, даже для самого привередливого покупателя: круглые, овальные, двойные, прямые, загнутые вверх либо в бок, из вороненой стали, обычного белого металла или никелированные. Под форму насадки глушителя можно подогнать форму обвеса, тракт выхлопа пустить симметрично с двух сторон или, как вариант, сделать двойной или тройной глушитель посередине.• Тюнинг ходовой части
Создавая автомобиль, производители, при разработке подвески делают акцент на комфорте передвижения. Чтобы получить более динамичную машину на дороге, придется пренебречь комфортом. Для этого в первую очередь следует заменить стандартные амортизаторы на более жесткие – спортивные. Такие амортизаторы обычно газонаполненные, в них можно регулировать сопротивления сжатию и отбою. В некоторых качественных и более дорогих моделях амортизатора, настройку можно осуществлять сидя в салоне, при помощи специального оборудования.
Следующим этапом тюнинга ходовой можно взять замену пружин подвески. Сейчас существуют так называемые двухсекционные узлы, которые состоят из двух пружин разной жесткости. В таких механизмах нижняя пружина, как правило, на много мягче верхней. Это придает прижатие разгруженного колеса к дороге при поворотах. Для уменьшения наклона кузова авто при повороте устанавливают жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости, которые придают работе всей подвески ощутимую жесткость, что, еще раз повторю, делается вопреки комфортности.
Неотъемлемой частью тюнинга ходовой части – это выбор колес. Лучший вариант для хорошего удержания авто на дороге – это низкопрофильные спортивные шины. Для прочности и легкости колес ставят кованые диски. Можно альтернативой выбрать литые, но при наезде с большой скоростью на большую выбоину есть вероятность раскола такого диска.
Установка широких шин хорошо влияет на езду по асфальту, но при этом плечо обкатки увеличено и нагрузка на подшипники ступицы больше, в итоге происходит изменение кинематики подвески.
Некоторые самые смелые владельцы машин прибегают к полной замене подвески от более мощного авто. Этот процесс не из дешевых и не так прост, как кажется. При этом часто приходится вваривать в кузов автомобиля кронштейны или все днище от бывшего владельца подвески. Тогда не прибегая к изменению силовой нагрузки на каркас авто нужно поставить распорки, эффект от которых не мал. Если же работа идет в первую очередь на увеличение мощности авто, то, обычно, укрепляют несущую часть кузова различными косынками и распорками. Для гарантированного эффекта ставят трубчатые усилители днища.
Главным показателем динамических характеристик авто является его трансмиссия. Основная роль в ней отведена коробке передач. Правильно подобрав и настроив передаточные числа коробки, можно получить быстрый автомобиль, не прибегая к тюнингу двигателя. Чем ближе передаточные числа в коробке, тем лучше, тогда не будет происходить существенная потеря оборотов при переключении. Также можно поставить короткую кулису, изменяющую передаточное отношения привода переключения. При этом настроить коробку на более эффективную работу, заменив шестерни и валы на более подходящие. Процесс этот трудоемок, но очень эффективный.
А самый ответственный выбор – это сцепление. Основные обязанности этого механизма -это передача мощности от двигателя к трансмиссии, смягчение рывков при переключении КПП и резком разгоне. Если вы любитель агрессивной работы, то пробуксировка муфты вам обеспечена, а если еще и не сбрасываете обороты при работе с коробкой, то придется ставить металлокерамические диски сцепления. Так же нужно выбрать лучший вариант сцепление т.к. при маломощном неминуема пробуксировка коробки, а сильная коробка не сглаживает рывки, что приводит к большой нагрузки на трансмиссию, что на много быстрей приблизит день конца ее эксплуатации.
Реализовать работу современных не маломощных авто сложно через всего 2 ведущих колеса. Не всем же быть полноприводными танками! Чтобы не потерять тяговые свойства авто придумали самоблокирующийся межколесный дифференциал. При большом различии частоты работы колес он не дает сильную пробуксовку колес и в отличие от обычного в том, что он продолжает вращать оба ведущих колеса даже при условии, если одно буксует на скользком покрытии.
В заключение хочу сказать, что любой тюнинг должен быть осуществлен с умом, поэтому удачных вам доработок и мощных автомобилей, дорогие читатели!)